Народный календарь

Март
 


- 1 марта – Ярилин День. Считалось, что в этот день бог Солнца и Плодородия начинает поднимать зиму на свои вилы: «Ярило - с вилами, солнечными лучами зиму прогоняет», «Поднялся Ярило - берись, мужик, за вилы». В этот день беременные женщины выходили погреть свой живот на солнце. А матери посылали ребятишек размести снег на дорожке к колодцу, да на мостках к воде - верили, что это в дом счастье принесет, а детям здоровье даст. С этого дня начинались девичьи Ярилины хороводы.
- 2 марта – Фёдор Тирон, Маремьяна Праведная. К Федору и Маремьяне обращались с молитвой о защите от обидчиков и от нечистой силы, о возвращении украденного. В этот день проводили особые гадания, чтобы узнать имя вора, взявшего чужое. Девушки гадали, выйдут ли замуж в этом году. В этот день ожидался мороз, если после Крещения было потепление; а ещё погоду этого дня предсказывали по погоде 12 ноября прошлого года.
- 3 марта – Овсянка. В этот день «Ярило берётся за соху и борону», поэтому продолжали чинить неисправные инструменты для весеннего сева. «Много снега - много хлеба; много воды - много травы», «Снегу надует - хлеба прибудет; вода разольется - сена наберется». Славили птичку овсянку, которая возвещала своей веселой песней приход весны, и пекли в её честь овсяное печенье-«овсянники».
- 4 марта – Архип, Филя Вешний. В этот день было принято вершить много добрых дел, привечать бедных и больных. Славили Солнце и пекли в его честь большой каравай, по кусочку от которого раздавали всем вокруг. Крошки от этого каравая не ели – их бросали за спину, чтобы год был урожайным. «Чаще всего в этот день бывают ветра».
- 5 марта – Лев Катальщик. Несли тайком в поле горячие угли из кузни – считалось, что это даст земле плодородие. В этот день катались с гор: «Кто дальше скатится, тот счастье продлит», «Зима на исходе - торопись на санках накататься досыта». Вечером строго запрещалось смотреть на падающие звезды-«маньяки».
- 6 марта - Тимофей Весновей. Этот день был знаменит солнечными оттепелями, начинали дуть тёплые ветры: «По Тимофею - и весна». «Тимофей Весновей – как ни злись зима, а уж тепло у дверей», «Тимофей тепло веет, теплом греет и привечает». Начинается сокодвижение у деревьев: сначала у берез, а затем и у клёнов.
- 7 марта – Маврикий, Пётр Мних. Считалось, что в этот день собираются в родные края зимовавшие в тёплых странах птицы: ласточки, скворцы, грачи. «Ранний прилёт грачей и ласточек – к ранней весне», «Ранние ласточки – к счастливому году». На Маврикия начинались первые работы на поле и в огороде, куда начинали вывозить навоз - пока была крепка дорога, и к полю еще можно было подъехать. «Навоз нельзя запахивать в Новолуние, а можно в последнюю четверть Луны», «В Полнолуние навоз по полям нельзя развозить - сорняки задушат». В этот день делали заговор на хороший рост растений в огороде и на поле. В южных регионах сеяли ранний горох и капусту.
- 8 марта – Кислые Девки. Девушки, не вышедшие замуж до Масленицы, делали заговоры на кислой опаре для привлечения женихов. В этот день определяли, как быстро снег сойдет. « Сорока под стреху лезет - ко вьюге».
- 9 марта – Иоанн Предтеча, обретение гнёзд. Иоанну молились об избавлении от головной боли, при освящении пчельника, за детей, о покровительстве посевов и о плодородии. «Перелетные птицы на Обретение домой из жарких стран собираются». Считалось, в этот день « птица гнездо завивает». «Если птицы начали вить гнезда на солнечной стороне, то жди лета холодного». «Если лежит снег на крышах, то на Пасху ещё будет снег в полях». «Если снег выпадет - будет Пасха холодная, а если сухо - и на Пасху дождя не жди».
- 10 марта – Тарас Кумашник. Тарас защищал обиженных и скорбящих, помогал бедным и больным. Делали заговоры от лихорадки.
- 11 марта – Порфирий Поздний. Примечали погоду: «Ранняя весна ничего не стоит, а поздняя - обманет».
- 12 марта – Прокоп. Считалось, что с этого дня приближается настоящая весна. «Прокоп Перезимник дорогу рушит, а сам в сугробе увяз», «На Прокопия санный путь непрочен», «На Прокопия снег лежал-лежал, а потом в речку убежал». Перед отъездом в путь проверяли дорогу и слушали капель: «Если большая капель - опасно в долгий путь трогаться».
- 13 марта – Василий Тёплый, Капельник. С этого дня обычно начиналась активная капель из-за таяния снега на крышах. «Придет Василий Капельник - и зима заплачет», «Если на Василия Тёплого ветрено, солнце в кругах - к урожаю». «Если южный ветер, на улице капель – к тёплому лету, дождь – к мокрому лету». Примечали, как тает снег вокруг дерева: «Если круты края снега, так крута весна, а пологие – к протяжной весне». В этот день славили сосну: приносили в дом свежую сосновую ветку, чтобы она очищала воздух в доме и давала здоровье его обитателям, а из сосновых почек и хвои сосны готовили лечебные напитки.
- 14 марта – Евдокия Весновка, Авдотья Плющиха. В этот день пекли печенье «жаворонки» и кликали весну, он праздновался как начало весны: «Евдокия весну сряжает». С этого дня начинали проращивать семена на рассаду, а также сеяли капусту на рассаду. Считалось, что полученная в этот день из чистого снега талая вода обладает целебной силой. Примечали погоду: «Тёплый день – к ранней весне», «Ненастно на Евдокию – до Троицы прохладно», «Северный ветер – к холодному лету», «Каков этот день, таково и лето», «Если ясно и солнечно, то жди урожай на огурцы и грибы», «Если утро дождливое, и ветер тёплый – быть и лету дождливому, а ветер северный – к холодному лету», «Откуда дует ветер в Евдокию - оттуда и во всё лето», «С Евдокии погоже – и всё лето пригоже!», «Коли на Евдокию курочка воды напьётся, то на Егорьев день (6 мая) овечка травы наестся», «Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает - либо снег, либо дождь», «С Евдокией идут ветры и вихри», «Будет на Евдокию снег – к урожаю».
- 15 марта – Федот Ветронос. «Евдокия Федота не спросила и весну снарядила, а он - то крышу с сарая сорвет, то поленницу разворотит, мужиков заботит», «Федот злой – весна запоздает», «Федот хоть серчает да к полудню обмякает - видать, и его солнце припекает», «Если на Федота метель, вьюга – долго травы не будет», «Если Авдотья да Федот ясные, то Юрий (6 мая) да Николай (22 мая) тоже ясными будут», «Если ветер дует теплый, то и лето теплое, мокрое; если же ветер северный, то и лето ожидай холодное, если идет дождь, то и всё лето мокрое».
- 16 марта - Евтропий. «Евтропий путь тропит да снег топит». В этот день обходили поле вокруг и крест-накрест для привлечения солнца и богатого урожая.
- 17 марта – Герасим Грачевник. «Герасим Грачевник грача на Русь ведёт», «Если грач на горе – так и весна на дворе», «Грач с земли хворостину подбирает – солнечное лето обещает», «Коли грач прилетел, через месяц снег сойдёт», «Если грачи летят прямо на свои старые гнёзда, то весна будет дружной, вода сбежит вся разом». Считалось, что рожденные в этот день будут очень хозяйственными.
- 18 марта – Юнон Огородник, Страдник. В этот день удобряли навозом гряды, в южных регионах занимались огородом: «Юнон Огородник на огород зовет». «Если на Юнона вёдро, то летом града не будет».
- 19 марта – Константиновы круги. В этот день обходили кругами колодцы и вытаптывали снег вокруг, чтобы грязная вода не стекала в них. «К этому дню прилетает белый аист».
 20 марта – Омельян, Василий, Павел Капельник. Наступали тёплые дни, сопровождавшиеся капелью с сосулек. «Если в этот день капель – будет хороший урожай льна и конопли». Было принято покаяться во всех грехах, чтобы радостно встречать весну с лёгким сердцем. « Если с крыши пласт снега сорвется - это грехи тяжкие на землю падают». Примечали погоду: « Если на Омельяна подул южный ветер - к грозовому лету».
- 21 марта – Вербоносица. К дню весеннего равноденствия обычно распускалась верба (ива, ветла, ракита, тальник). С лечебной целью употребляют кору, листья и сережки вербы; при этом кору надо собирать до цветения, а сережки - в пору цветения.
- 22 марта - Сорок Сороков, Сороки. Он считался днем второй встречи весны (первая встреча - на Сретение, третья - на Благовещение). Это день празднования весеннего равноденствия («День с ночью меряется, зима кончается, а весна начинается») , день массового прилёта птиц. « Прилетел кулик на Сороки из заморья, принес весну из неволья» . «В этот день из-за моря сорок пичужек прилетает, в каждой стае - по сорок, и первыми – жаворонки». «Если тепло, то сорок дней будут тёплыми, и урожайный год, а если холодно – жди сорок холодных утренников» ( если утренники будут идти подряд, тогда заморозки закончатся в мае, а лето будет теплое). «Гречу сеять - пропусти сорок морозов после Сорока Сороков». «Тёплые Сороки сулят июньские заморозки и дожди, а если холодные Сороки – жди холодные утренники до Зосима (30 апреля)». «Чайка прилетела – скоро лёд пойдёт, зяблик – к стуже, жаворонок – к теплу». «Если сороки и галки прилетели на Сороки – к теплу». В этот день готовили к будущему посеву семена тыквы. «Если ночью или в этот день будет снег – жди много грибов».
- 23 марта – Василиса-Указательницавешней воды. « У Василисы весенние заботы: отвести воду от дома, чтобы она в подпол не ушла», «Если на Василису день мглист - лен будет волокнист», «Если в этот день туман – середина мая тёплая будет», «Иней и туман в этот день нагоняют дождь на Исакия Змеевика (12 июня)».
- 24 марта – Заря-Кукушка. «Всполашивается зорька утренняя, кукушкой голос подает», «При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились». Этот день считался началом весенних работ в саду.
- 25 марта – Феофан. В этот день было принято кормить птиц – помощников садовода - конопляным и льняным семенем. «Если утром появится туман, то в этот год будет большой урожай на лен и конопли». «По ночам припадающие к земле туманы гонят снег пуще дождей», «Феофан прогонит наст».
- 26 марта – Никифор. Считалось, что с этого дня просыпаются медведи. «Если к этому дню уже прилетели гуси, то год будет урожайным», «Если гуси в воде полощутся - скоро быть теплу».
- 27 марта – Фёдор Скотник. В этот день особо обихаживали домашних животных. «Если на Федора мороз - и всю неделю мороз».
- 28 марта – Лесное Ухоженье. В этот день было принято славить лес, который называли «поильцем-кормильцем» - за то, что он дарит древесину, дичь, разные плоды-ягоды, грибы, целебные травы.
- 29 марта – Саввин, Тележный день. В этот день положено было снаряжать телегу, укрепить колеса и оглобли приладить: «На Саввина сани покинь, телегу подвинь». «Крути-не крути зима, морозь-не морозь, а весна уже вошла в свои права», «На Саввина солнца хоть и нету, а вода всё одно – бежит», «Если этот день теплый, то и весна будет теплой».
- 30 марта – Алексий Тёплый. В этот день славили березу – она считалась символом мира и чистоты помыслов. Именно в этот день собирали березовые почки для лечения, пили целебный березовый сок и делали березовый квас. «На Алексия - с гор вода», «Алексий зиму-зимскую на нет сводит», «Если холодно на Алексия, то весна запоздает», «Если в этот день тепло - то и дальше весна тёплая и дружная, то и май будет теплым». «Ясный день – к урожаю плодов в садах», «Каковы в этот день будут ручьи, такова и пойма: если ручьёв много - готовься к наводнению», «Если Алексий откроет ключи и воды – к доброму году», «Если солнце восходит в красных кругах – к плодородному году». «На Алексия Тёплого доставай улья».
- 31 марта – Кирилл, Трофим-Евкарп. На Трофима-Евкарпа и спереди, и сзади - зима», «На Трофима марток продерет холодок».


Август

 Август на Руси называли по разному: «зарник» (ночью озаряют небо зарницы), «жнивень» (разгар хлебоуборочной страды: « Август каторга, да после будет мятовка», «У мужика в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять», «Что в августе соберешь, с тем зиму и проведешь»), «межняк» (граница лета и осени: «Август - лета закат», «В августе зори провожают, осени кланяются»).


- 1 августа – Макрида, Мокрины. По погоде этого дня делали прогнозы о будущей осени. «Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) – зиму». Хороший день предвещает сухую осень: «Коли Макрида сухая, то и осень суха, а коли мокро – и осень будет мокра», «Макрида показывает, каков будет озимый посев: если дождь – смело сей под зиму», «Если в тот день дождь, то будет хороший урожай орехов».
- 2 августа – Илья Пророк. К этому дню обычно утихает жара, устанавливается умеренное тепло. Начинаются холодные утренники, конец купального сезона. «С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна». «На Илью до обеда лето, а после обеда — осень», «Пророк Илья лето кончает, жито зажинает», «Илья Пророк – косьбы хлебов срок». Примечали погоду: «Коли на Илью сухо, то потом шесть недель будет сухо» (до 10 сентября), «На Ильин день дождь – озимую рожь надо сеять позже», «Если на Илью дождь – картошка уродится». К Ильину дню выпекали первые колоба из нового урожая зерна.
- 3 августа – Онуфрий Молчаливый. В этот день принято было работать молча и ладить закрома. Просушить, подготовить места хранения к приёму нового урожая и хранению растений зимой.
- 4 августа – Мария Ягодница, Мария Магдалина. В этот день на рассвете замечали появление росы на льнах: якобы обильная роса уничтожает белизну льна и останавливает его рост. «На Марию сильные росы — льны будут серы и косы», «Коли в этот день гроза — сена будет за глаза», «Если гром гремит беспрерывно — будет град». На Марию вынимали цветочные луковицы. Поскольку в этот день не работали в поле, то старались в садах и в лесу набрать побольше ягод. Готовили из них разнообразные блюда, делали ягодные заготовки в зиму.
- 5 августа – Трофим Бессонник. Время усиленных работ в поле и огороде, спать некогда: «Хорошему хозяину и день мал». Калинники-малинники, собирали малину.  «С малинника лыки не велики, да ягоды сладки. А с калины лык надерешь; да ягод в рот не возьмешь».
- 6 августа – Борис и Глеб, Поликопны. «На Борис и Глеб поспевает хлеб, пора сбора "лечебной черемухи". На Руси называли этот день и Поликопнами: бывали большие грозы и спаливали копны у тех, кто работал в поле. Поэтому говорили: «На Бориса и Глеба часты сильные грозы», «На Глеба и Бориса - за хлеб не берися»
- 7 августа – Анна Летняя, Анна Холодные Утренники. По погоде на Анну судили о грядущей зиме: «Если в этот день будет холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная», «Если на Анну дождь идет - зима снежная и тёплая будет, а если иней выпадет - к холодной зиме», «Какова погода на Анну до обеда - такова зима до декабря, какова после обеда - такова после декабря», «Муравьи увеличивают муравейники - зима холодная будет», «Дождь перемежается с солнцем на Анну – будет хороший урожай ржи в следующем году». На Анну поспевает весомый урожай раннего картофеля, из которого готовили разнообразные блюда.

 - 8 августа – Ермолай. В теплый ясный день спешили закончить жатву хлеба: «Ермолай - хлеб прибирай». С этого дня начинали сбор ранних яблок, однако есть их пока было нельзя, до Яблочного Спаса.
- 9 августа – Никола Кочанный, Палий Целитель. Это был зажнивный праздник - колосья с полей приносили в церковь для освящения. «Кто на Палея работает, у того гроза спалит хлеб». В народе святого целителя Пантелеймона называют Палием, ему молятся для избавления от болезней. Знахарки в этот день шли за целебными травами . На Николая Кочанника капуста свертывается в кочаны; в этот день было принято печь пирожки с капустой и потчевать всех. Постепенно меняется погода: «С этого дня по утрам холода начинаются».
- 10 августа – Прохоры-Пармены. В этот день славили кузнецов. Собирали плоды созревших груш и другие дары сада.
- 11 августа – Калинники. В этот день славили калину – символ женственности, любви и красоты. В северных районах возможны заморозки: «Если на Калинов день не будет заморозков, так и Лука (5 сентября) не заморозит».
- 12 августа – Силы, Силин день. «На Силу - лопух берет от земли силу», «На Силы и Силуяна рожь бывает пьяна» (т. е. клонится к земле от тяжёлого зерна). «На Силу рожь посеянная родится сильно» - это был наилучший срок посева ржи в средней полосе России. Примечали погоду: «Если в это время стоят пасмурные и прохладные дни, то дожди не скоро польют».
- 13 августа – Евдокимово заговенье. «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится», «Коли не заговоришь борону на Евдокима, то не угодишь коню» - з аговаривали борону, чтобы не сломались зубья.
- 14 августа - Макковей, Медовый Спас, Мокрый Спас. День водоосвящения, купание в освящённых источниках, озерах, реках. Пчеловоды шли в церковь с мёдом для его освящения. А крестьяне освящали собранные овощи и семена, головки мака. Делали маковенники, устраивали народные гулянья. Примечали погоду: «Спас медовый – начало холодных рос, первых заморозков, холодных утренников», «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье», «Коли на первый Спас заморозков нет, то и до Успения (28 августа) не будет», «Коли на Спас не было инея – хлеба дойдут хорошо».
 - 15 августа – Степанов день. «Каков этот день, таков и сентябрь». Купали лошадей и поили их посеребренной водой. В этот день плели семейный «Степанов венок», целебные цветы и травы для него собирали всей семьей. Венок приносили домой и вешали в красном углу - когда приходили беда и болезни в дом, хозяйка отрывала от венка «могучие травы» и запаривала их. Считалось, что сила Степанова венка сохранялась вплоть до 23 апреля следующего года.
- 16 августа – Исаакий Малинник, Антон Вихревей. В этот день славили малину, много её ягод заготавливали для лечения и для кулинарных целей. «Каков Исаакий, таков и октябрь», «На Исакия вихри - крутая зима», «Если в этот день будет ветер с юга и появятся вихри, завихрит со всех сторон – будет злющая зима с толстым снегом на дома».
- 17 августа – Семь отроков, Авдотья Малиновка, Евдокия Огуречница. Сбор и заготовки на зиму малины и огурцов. «Каков этот день, таков и ноябрь». С этого дня обычно начинаются дожди, что вредно для сена: «Семь отроков сено гноят», «Не идет дождь, когда просят, а идет, когда косят», «Идет дождь, где жнут, а не идет, где ждут», «Если в этот день дождь, то идти ему семь дней (до 24 августа)».
- 18 августа – Евстигний Житник. В этот день заклинали жнивы. «Каков Евстигний, таков и декабрь». Ели сырой лук с хлебом, солью и квасом – чтобы набраться здоровья и бодрости. В горницах развешивали сплетённые связки из луковиц, чтобы воздух помещений очистился.
- 19 августа – Преображение, Второй Спас, Яблочный Спас, Лакомка. В этот праздник проводился обряд окропления земли и засевания поля, в церкви совершалось освящение созревшего винограда, яблок и других плодов. Наблюдение за заходом солнца, народные гулянья. «Каков этот день, таков и январь», «Коли сухой этот день, будет сухая осень, мокрый – мокрая осень, ясный – суровая зима», «Спас – время частых перемен в погоде».
- 20 августа – Пимена-Марины. Пекли пирог с лесной малиной. «В день Марины не ищи в лесу ма­лины: девки лес обойдут, дочиста оберут». Если в этот день аисты готовятся к отлету, то осень будет холодная.
- 21 августа – Мирон Ветрогон, Михеев день. В этот день бывали сильные ветры. «На Михея дуют ветры-тиховеи - к вёдреной осени, на Михея буря - к ненастному сентябрю». «Каков Мирон, таков и январь». Ранний иней сулил хороший урожай в будущем году. В этот день начинали собирать в лесу целебную ежевику.
- 22 августа – Матфей. «Матвей ненастье подпускает, осенний дождь летним перебивает». «Если пал первый иней – к хорошему урожаю будущего лета».
- 23 августа – Лаврентий, Зоричник. Примечали в полдень колебание воды. Если реки и озера не волнуются ветром, то ожидалось, что осень будет тихая, а зимой не будет сильных метелей: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха». Эта же примета пророчила хорошую рыбалку в конце лета и в начале осени. «Если в этот день вода не волнуется, то осень будет тиха, а зима – без вьюг и злых метелей», «Если в этот день идет дождь, то он будет идти всю осень», «Если стоит сильная жара, то она продержится и осенью долго». «С этого дня деревья в росте останавливаются, а опять они тронутся в рост в Преполовение (28 апреля)».
- 24 августа – Федор-Василий, Евпл. Полагали, что в эту ночь буйствует нечистая сила и бегает белый конь. В этот день начиналась стрижка овец, обработка шерсти.
- 25 августа – Фотя-Поветенный. День наведения порядка в хозяйственных помещениях жилища и во дворе - в кладовых и в сараях. «На поветях всё хозяйское сокровище запрятано – нельзя допустить, чтоб «чёрт там ногу переломил»». Примечали погоду: «Иней в этот день – к урожаю будущего года», «Если в этот день дождливо – бабье лето будет коротко», «Если стоит ясная и тёплая погода – к урожаю белых грибов».
- 26 августа – Тихон-Страстной. В этот день тоже было принято убираться в хранилищах и погребах, которые обрабатывали от плесени для хранения урожая без потерь.
- 27 августа – Михей-Тиховей, день каменщиков. «Если на Михея ветер тихий - к ведренной осени, а если буря проносится - к ненастью осенью». «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликаются», «Тихий ветер в сад - сухая осень». Это был день мастеров дел каменных, строителей храмов.
- 28 августа – Успение Богородицы, Госпожинки, Дожинки. В этот день земля именинница, по ней нельзя ходить босиком. «С Успенья солнце засыпает», «На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить». К этому празднику заканчивали жать хлеб, приносили в церковь семена для освящения, праздновали всем миром окончание жатвы. Отдых после уборки основного урожая. Начало молодого бабьего лета (оно продлится до 11 сентября) и осенних хороводов.


Июль

Июль звали на Руси «липец» из-за цветущей липы, «серпень», «сенозарник». «грозник» («Июль - грозник, молнии мечет, дубы калечит»), «страдник», «макушка лета» («Макушка лета устали не знает, всё прибирает», «Всем лето пригоже, да макушка тяжела»).
Наступает трудная, но благодатная уборочная пора - период массового сбора ягод, фруктов, овощей, меда.
Это и период пышного цветения: «Июль - серёдка лета, краса цвета».
Примечали погоду: «Если утром сильная роса и туман – к хорошей погоде, нет росы – к дождю», «Зеленоватая окраска луны – к сильной засухе», «Глухой гром – к тихому мелкому дождю, гулкий гром – к ливню».
 
- 1 июля Федул, Ярилин день, макушка лета. «Ярилин день – день палящего солнца». В этот день солнце замедляет ход в полдень, так что птица замирает, а земные беды отступают - всем дням день, единственный и неповторимый. Все святые с Ярилой силой меряются, а побороть не могут. Отправлялись на покосы, а вечером у костров народ веселился, песни пел, молодежь хороводы водила. Собирали травы душистые, чаи лечебные заваривали.
- 2 июля Зосима-Пчельник. «Зосима цветы пчёлам растит, в цветы мёду наливает, пчёлы роятся». Пчелы соты заливают. «И пчелка летит на красный цветок», «Ни пчелы без жала, ни розы без шипов», « Цветы для пчел — пчелы для цветов», «Рой, гуди, в поля лети! С поля домой возвращайся - медок неси!».
- 3 июля – Мефодий-Перепелятник, Паутинный день. К этому дню обычно поспевали хлеба, в которых было много перепелок - начало легкой охоты на перепелов. Если над озимым хлебом носится паутина, летает мошкара - то где-то рядом затаились перепела. Для будущего счастья непременно в этот день стремились поймать хоть одну птичку. «Белого перепела увидеть - на счастье, а уж поймаешь -всю жизнь удачу за хвост держать будешь». «Если на Мефодия дождь - идти ему с перерывами еще сорок дней».

- 4 июля – Ульянов день. В эти дни собирали целебные цветки липы (им приписывалась и способность избавлять от сглаза) и заготавливали лекарственные растения.
- 5 июля – Евсевий и Ульяна. День желанных встреч. «Если на Евсевия и Ульяну идет дождь, то будет хороший урожай хлеба».
- 6 июля – Аграфена Купальница. Канун Ивановой ночи, благостный и добросердечный день Аграфены начинал единый обрядовый праздник летнего солнцестояния. На заре женщины окроплялись росой, поскольку Аграфенина роса считалась укрепляющей здоровье и дарующей плодоносную силу. Начало купального сезона - днём купались в озере или реке. Проводили сбор целебных трав. Из собранных побегов купальницы и лекарственных трав вязали веники, а вечером парились с ними в бане. Перед баней обязательно заваривали «купальницкую обетную кашу» из ячменной крупы, которую ели после купания, а также угощали всех прохожих.
- 7 июля Иван Купала, Иван Травник. Праздник Купала совершался, когда солнце достигает самого высокого и крайне сильного влияния на землю, после чего оно начинает свой поворот на зиму. Народное празднество, справляемое на Ивановскую ночь, отличается обрядами : зажженные костры, песни, игры; перепрыгивание через огонь и крапивные кусты; купанье ночью в росе, а днем в реках; пляски вокруг дерева майского и погружение его в воду; сбор трав.
В ночь на Ивана Купалу смачивали росой скатерть, воду выжимали в бутылку и мазали этой водой глаза - так лечили все глазные болезни. «Умоешься купальской росой — будешь здоров и счастлив весь год». «В Иванову ночь небо звездное — будет много грибов». «Сильная роса на Ивана – будет много огурцов».
Считалось, что в день Ивана Купалы от купанья проходили решительно все болезни, только купаться надо обязательно между утреней и обедней.
Символ праздника Купалы - цветок «иван-да-марья», объединяющий в себе огонь и воду, воплощение любовной страсти.
В этот день примечали погоду: «Если к Иванову дню земля сырая – урожай на хлеба», «Если на Иванову ночь звёздно – много груздей будет», «Если сильная роса – к богатому урожаю огурцов», «Если в этот день дождь заплачет, то через 5 дней солнышко будет смеяться», «Если случится гроза, то орехов много будет, но они будут пустые»
- 8 июля – Иван, Пётр и Феврония. День влюблённых, семейный день - молятся святым Петру и Февронии о благополучии в семье и о благословении вступающим в брак. С этого счастливого для любви дня ожидали еще сорок жарких дней. «Наступает время большого сенокоса», «Коли в день Петра и Февронии идет дождь, то будет хороший урожай меда».
- 9 июля – Давид Земляничник. Это традиционный день сбора земляники, которую использовали также и в лечебных целях.
- 10 июля – Самсон Сеногной. «Если на день святого Самсона будет дождь, то все лето будет мокрое до бабьего лета (до 14 сентября)». «Если на Самсона вёдро — семь недель вёдро (сухо) стоять будет».
 - 11 июля – Крапивное Заговенье. Канун Петрова дня, поэтому в ночь с этого дня на Петровки молодежь спать не ложилась и веселилась до утра. После этого дня крапива теряет свою лечебную силу, поэтому варят последние щи из молодых стеблей крапивы. Чтобы уберечься от дурного глаза, сжигали семена крапивы на угольях, а дым пускали по дому.
- 12 июля – Пётр и Павел. Конец Петрова поста, Петрово говение. День обетных угощений, проведывания крестников, Петровских гуляний. В Петров день умываются водицей из трех ключей-родников. В этот день отмечали праздник Солнца: на рассвете смотрели, как солнце «играет радугой» на небе, а в ожидании солнца проводили ночь у костра в играх и песнях. Примечали погоду: «Коли дождь на Петра – далее сорок дней мокрых (до 14 августа), сенокос мокрый», «На Петра дождь – будет сено жесткое, как хвощ», «Петровки холодные – к году голодному», «Холодный день на Петра – к ранним заморозкам», «Если солнце на Петра – жди на всё урожая, и далее лето доброе», «Если кукушка перестаёт куковать до Петрова дня – к лету скорому и ранней зиме, а коли кукует после Петрова дня – хорошее лето будет долгим, снег выпадет нескоро».
- 13 июля – Проводы весны, макушка лета. В этот день устраивали праздник проводов весны. Делали соломенную куклу, обряжали ее в сарафан, на голову надевали венок с цветами, на шею - ожерелье. Куклу носили по селу с песнями, а потом раздевали и бросали в реку. На закате угощали пастухов яичницей, водили хороводы и пели песни, обменивались окрашенными в желтую краску яйцами, пили брагу.
- 14 июля – Кузьма и Демьян, Кузьминки летние. С этого дня большие покосы. «Семь хороших рос с Кузьминок до Казанской (21 июля) обещают богатый урожай хлебов с обильным умолотом». Сбор малины и крыжовника. Огородники пропалывали гряды и вырывали первые корневые овощи на еду и для продажи.
Летние Кузьминки — женский праздник, когда устраивали женские сборные пиры: готовили растительную пищу, пили пиво. Девушки варили «сборную» общую кашу-сыпчину, для варки которой каждая приносила что могла.
- 15 июля – Берегиня. Праздник великой славянской богини, матери всех добрых духов и богатства. Дерево Берегини – береза, поэтому славили белоствольную березу. Девушки гадали на берёзе, заговаривали её веточки для привораживания любимого.
«Дождь идёт – к хорошему льну, но орехов мало будет», «Коли проглянут первые желтые листья – к ранней осени, и зима рано придёт».
- 16 июля – Мокий и Демид, Стожары, Маков день. День частых гроз: «Мокий поля орошает, а Демьян сено убирает». Этот день считался несчастливым, поэтому не начинали новых важных дел, и во всех работах соблюдали осторожность.
- 17 июля – Андреи-наливы. С этого дня озимые наливаются: «Озимы в наливах, а греча - на всходе». В этот день славили овес, а выпадавший дождь называли «андреевским». «Каков Налива – таков и Калинник (11 августа)».
 - 18 июля – Месяцев праздник. Вечером выходили смотреть на играние месяца, и если месяц при восходе своем виден - это обещает хорошие урожаи. «Глядеть, как месяц играет, - силы копить».
- 19 июля – Сысой, Еремей. Праздников Еремея в году было семь, и они обычно совпадали с началом каких-либо полевых работ. «Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать и когда в скирды убирать». Считали, что в этот день непременно нужно окончить посевы. Считалось, что туманы Сысоя напитывают природу особой живительной влагой. «Сысой - ходи по росе босой». В этот день роса дает и птице, и зверю, и человеку силы и здоровье.
- 20 июля – Авдотья Сеногнойка, Фомин день, Зажинки. Если на Авдотью идут дожди, то продлятся они несколько недель и сгноят всё неубранное в копны сено. «Фома серпы ладит» — начинается ржаная жатва.
- 21 июля – Прокопий Жнец. Начало жатвы и периода самой сильной летней жары. Если к этому дню поспевает черника, то озимый хлеб готов к жатве. «Черника уведет от живота лихо». Из старинного травника: «Ягоды черники имеют силу прохладительную и сжимательную. Их употребляют в отварах с водой, или с вином - от поноса, от цинги, и для утоления жажды и жара».
- 22 июля – Панкрат и Кирилл. В этот день зажинают рожь. Наедаются молодыми огурцами, созревшими на грядках.
- 23 июля – Антоний-рясочник. День ряски — водяной травки, плавающей по поверхности водоёмов. На Рясочника размножившуюся в жару ряску вилами с воды собирали, корзины ею наполняли. Несли ряску для кормления домашней птицы, а также использовали в саду в качестве удобрения. Девушки по подобию узоров ряски на воде плели кружева-рясочники. «Если гром на Антония в постный день (в среду или пятницу), то будет хороший улов рыбы», «Если на Антония глухой гром - к дождю, гулкий - к ливню».
- 24 июля – Ольга Сеногнойка, Ольга Страдница. «Ольга - на поле подмога». Во время страды часто бывали грозы. Всем миром выходили на жатву. Молились святой Ольге о хорошей погоде, о милосердии к жницам - чтобы дала она им время закончить свою работу.
 - 25 июля – Прокл-Плакальщик, Прокл – Великие росы. С этого дна выпадают большие росы. «На Прокла поле от росы промокло». «Если нет ночью на Прокла росы ни на лугу, ни в низинах — к ненастью. Если хорошая роса — день будет пригожим». Собирали целебные росы для врачевания от сглаза и бессонницы. «Роса на Прокла наделяет красотой и спокойствием».
- 26 июля – Гавриил, Стефан Савваит. Жаркое время жатвы. «Архангел Гавриил на хлебное поле ступил - золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает». «Стефан Савваит ржице да матушке Земле поклониться велит». «Сухая погода в этот день обещает хорошую осень, а дождливая - сильные дожди впереди и гибель урожая».
- 27 июля – Дозоры. В этот день в поле было принято угождать «Полевому» - невидимому хозяину поля. Ему всегда оставляли кашу у последней полосы сжатого поля, а на самой полосе - пучок ржи. В полях дозоры выставляли.
- 28 июля Улита и Кирик, день Владимира Красное Солнышко. В этот день старались отдохнуть от нескончаемых дел. Женщины почитали святую Улиту как свою заступницу. В этот день часто шёл дождь; и вообще в поле не ходили – считалось, что нечистая сила там гуляла.
- 29 июля – Афиногенов день. Страдная пора - жали рожь. А кто стар да мал - ходили в лес за грибами. «Если день тёплый и светлый, то уборка урожая будет в погожие дни, а коли дождь – погода будет сырой». «С этого дня ночи холодают, первый туман над лесом – к первым груздям».
- 30 июля Марина. В этот день «сухие молнии» сверкают – зарницы. Считалось, что эти отблески дальних гроз — предвестники пожаров, и смотреть на них нельзя. «Сухая молния калит хлеб в цвету, наводит ржу на траву».
- 31 июля – Емельян. Окончание жатвы, серпы после окончания страды складывали на сжатой полосе кругом. Приглашали священника и служили молебен, после которого серпы окроплялись. Топили баню и парились вениками из ржаной соломы. С этого дня старались заготовить побольше варений и солений на зиму — наступало время заготовок. «Омельян пришел, грибов и ягод нашел, - велит заготавливать», «На зимний стол август готовит разносол».

Июнь


Наши предки называли июнь «изок», «червень», «светозар» - озаренный светом и красотой, и считали его олицетворением юности, молодости и счастья жизни, называли «медовый месяц природы». Они говорили: «Земля в июне - именинница, вся красота её расцветает», «Июнь - конец пролетья и начало лета». Июнь - «млечень», месяц самых длинных дней и белых ночей: « Июньские ночи воробьиного носа короче», «В июне день - с год», « В июне заря с зарею сходится», «Вечерняя радуге в июне обещает хорошую погоду». «Июнь - месяц цветущих трав и поющих птиц», « В июне еды мало, да зато жить весело: цветы цветут, соловьи поют», «В июне на дворе пусто, да в поле густо», Июнь - скопидом, урожай копит на целый год», «В июне солнце - на зиму, а лето - на жару». Согласно народному календарю, лето наступает 6 июня и знаменуется обильным цветением шиповника.


- 1 июня – Иван Долгий. В этот день произносили заговоры от пустоколосицы и ветров-суховеев. « Если в этот и следующий день льет дождь, то весь июнь будет сухим». «На Ивана Долгого огурцы сажай».

- 2 июня – Тимофей Грядочник, Тимофей Тепловей, Фалалей Огуречник. И в этот день продолжали сеять огурцы. «Если на Фалалееву ночь будет заморозок, то и осенью прихватит растения ранними морозами».

- 3 июня – Оленин день, Елена Льняница, Алёна, Константин. «На Алёну сей лен, ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу, сади огурцы». «Алене - льны, Константину - огурцы». Примечали погоду: «Если рассада пьёт поливку, то сухой сенокос будет, а если не вбирает воду – то мокрый». « Если на Олену дожди и ненастье, то и осень будет ненастной», «Если 3 июня - дождь с градом, то 3 декабря - снег с крупой».

- 4 июня – Василиск Синитель, Василиса Соловьиха, Васильковый день. «На Василиска не сей и не паши, а то родятся одни васильки» - считалось, что это страшный день рождения царя змей, поэтому нельзя ничего делать в поле и на огороде: иначе «лишь полынь в этот день уродится, а к избе сухота прилучится». Поэтому в этот день отдыхали, ходили собирать васильки  и слушать соловьев. «День-синитель васильков победитель: расцветают все весенние цветы».

- 5 июня – Левон Огуречник, Леонтий Коноплянник. В этот день славили коноплю как лекарственное и медоносное растение, из её стеблей добывали пеньку, а из семян – масло. С ажали в этот день огурцы и п римечали: «Если на Левона много оводов и пауков, то урожай огурцов будет отменный», «На Леонтия заканчивай посадку огурцов».

- 6 июня – Свобориное Дерево. Свобориное дерево – старинное название шиповника на Руси, - символа молодости, красоты и любви. В этот день славили целебный шиповник, который своим цветением лето начинает : «Шиповник цветет - румянец года ведет». Считалось, что с э того дня начинается настоящее лето. К зацветшему кусту шиповника приходили, чтобы забыть все обиды и печали, успокоить душу, произнести старинный заговор. Девушки умывались водой с лепестками шиповника, чтобы лицо стало светлым.


- 7, 8 июня – Иван-медвяные росы, Иванов день. На растениях появляются многочисленные и разнообразные насекомые-вредители, питающиеся их соком. Сильная роса в этот день является предвестником хорошего урожая, «Травы и коренья лечебные кладут под Иванову росу». В этот день сажали капусту и замечали рябину: « Если на рябине много цветов, то бу­дет хороший урожай овса», «Если пчелы роем гудят на цветущей рябине - следующий день будет ясным», «Поздний расцвет рябины - к долгой осени». «Ясный Иванов день – благословение полям», «Солнце в Иванов день обещает обильный сбор винограда и хорошее качество вина».

- 9 июня – Федорин день. В этот день колючей на язык Федоры старались не ссориться и не убираться в доме: « «На Федору - не выноси из избы сору!».

- 10 июня Евтихий Тихий, Никита гусятник, Полудницы. «Если этот день тихий - жди хорошего урожая».

- 11 июня – Федосья Колосяница. Начинает рожь колоситься.» « Даст Бог дождь - уродится и рожь», «Урожай на черемуху, так и на рожь» Прыгать и скакать на Феодосью было нельзя, чтобы не потревожить землю, которая «тяжела стала».

- 12 июня – Змеиный праздник. Считалось, что в этот день особенно опасны змеи: «Не ходи в этот день в травы, не тревожь лесные чащи, не пытай судьбы». Свойство гнать змей приписывали марьиному корню, а также свежим веточкам руты. В этот день традиционно сажали бобы.

 - 13 июня – Еремей Распрягальник. Если 14 мая, в день Еремея Запрягальника, начинали сев, то 13 июня сев заканчивали, а потому этот день называли Еремеем Распрягальником: «Еремей сев начинает, Еремей и заканчивает». «Если в этот день кукушка кукует - хорошая погода будет».

- 14 июня Устин. «Мужик Устин между маем и июнем перегораживает». В этот день замечали восход солнца: «Если солнце восходит на чистом небе, то будет хороший налив ржи, а дождливый и мрачный день сулит добрый урожай льна и конопли».

- 15 июня - Вьюн Зелёный – это был праздничный день во славу новой жизни. Согласно древнерусскому обычаю, вечером после работы в поле и огороде устраивали праздник. Водили хороводы, ходили по улицам с песнями в честь новобрачных, пили вино и ели пряники, одаривали детей деньгами.

- 16 июня Лукьян-Ветряк. В этот день следили за направлением ветра. Ветер южный – к скорому росту хлебам. Ветер северо-западный предвещал сырую погоду и сулил хвори. Ветер восточный приносил наносные болезни. Северо-восточный ветер - к беспрерывным дождям, вредным при наливании ржи. «Если случится на Лукьяна гроза - сенокос плохим будет», «Весь день идет дождь - к урожаю грибов», «Если на Лукьяна дождик, то будут грибки».

- 17 июня Митрофан-Навозник. Самый поздний срок возможных весенних заморозков. В этот день обязательно подкармливали растения для хорошего роста и урожаев. «Без навоза-батюшки не жди хлеба от земли-матушки», «Добрая земля навоз примет один раз, а помнить будет девять лет», «Обманешь поле один раз, а оно тебя - десять». В засуху окликали на Митрофана ветер и просили его пригнать дожди благодатные.

- 18 июня – Дорофеев день. С этого дня начинаются самые короткие ночи в году, которые называли «воробьиными». «Если погода на Дорофея теплая и ясная, то зерно будет крупное».


- 19 июня Ларион-Пропольник. «Пришел Ларион - дурную траву из поля вон». «Траву сорную полоть надо, если месяц на ущерб пошел; а на полную Луну полоть бесполезно - сорняки скоро опять силу возьмут».

  - 20 июня – Федот. С этого дня начиналось массовое купание на реках и озерах. «На Федота дожди – урожая не жди». «Федот тепло дает – в рожь золото ведет».

- 21 июня Фёдор Летний, навозница. Летнее солнцестояние. «Гром поутру – не к добру, сено не убрать», «Коли дождь – пойдут грибы». Если утром появлялись большие росы, хотя лето и сухое, то это сулило хороший урожай, особенно льна и конопли. «Фёдор Летний грозами богат». Гром и молния в этот день и далее, предвещают худую уборку сена. «Если во время грозы слышатся громкие раскаты грома, то жди долгого ненастья». На Федоров день назначалась «навозница» - вывозили навоз на паровой клин.

- 22 июня Кириллин день, Марфа-рассадница. В этих сутках самый длинный день, самая короткая ночь. В этот день сажали позднюю рассаду. К этому дню обычно поспевает земляника – собирали и славили эту вкусную и целебную ягоду, вобравшую энергию солнца. «На Кирилла - конец весны, почин лету», «У Кирилла - от земли сила», «На Кирилла отдает земля солнышку силу».

- 23 июня – Тимофея знамения. В этот день бывали важные знамения: « По земле ходят призраки, блазнящие глаз человеческий», «Коли на Тимофея знамения - будет голод».

- 24 июня – день Варнавы. « На Варнаву — не рви травы, ибо в этот день по травам, по лугам и полям, по лесам и долам в полдень сила неведомая катается».

- 25 июня Пётр Солнцеворот, Пётр Запоздалый Капустник. «В этот день выпадают большие росы». Производили последний посев огурцов и расса­живали на постоянное место последнюю рассаду. «Солнце укорачивает свой ход , а месяц на прибыль идет», «Солнце поворачивается на зиму, а лето - на жару».

- 26 июня Акулина Гречишница. Акулина звалась «днем кривых огурцов»: посадка огурцов в этот день напрасна, не принесет хорошего урожая - сочных да зеленых плодов. Производились посевы гречихи. «С Акулины до половины июля стоит жара», «Если ветер северо-западный – к сырому лету».

- 27 июня – Елисей Гречкосей
. Продолжение посевов гречихи; в зависимости от погоды старались сеять, когда ясно и сухо. «Дождь в этот день обещает ещё семь недель с дождями». Если посевы закончены, но всё не было желанных дождей, то в этот день «заклинали крапиву» - секли её, чтобы «обожгла она небеса, и оттуда хлынули бы дожди». 

 
 - 28 июня Фит, Амос. «Кто сеет после Вита, прост бывает жита», «Дождь на Фита - плохо для жита», «Пришел Амос - пошел овес в рост», «На Фита соловей замолкает».

- 29 июня Тихон Тихий, Тихон-Толока. Конец поздних яровых посевов, начало сбора целебных растений: «С Тихона до Купалы (7 июля) собирают лечебные травы». С этого дня начинают затихать певчие птицы. «На Тихона даже солнце идет тихо». В этот день проводилась «Толока» - работа за угощение. Также слово «толока» означит «место, вытравленное скотиной». Устраивали пир для тружеников, помогавших унавоживать землю. Работников кормили и потчевали домашними настойками.  Вечером устраивали игры и гуляния, пели песни.
В этот день поздним вечером также устраивался особый обряд «обегания непорочных дев». Считалось, что если нагие девственницы ночью обегут гурьбой грядки, то это сохранит урожай.

- 30 июня Мануйло, Савелий, Ярило. В этот день начинаются зарницы: «Если много зарниц – к хорошему урожаю». З а неделю до Ивана Купала (7 июля) праздновали «ярилки» - праздник, посвященный богу Солнца - Яриле. На берегу реки или озера разводили костры и варили яйца: чем больше сварено яиц, тем лучше будут нестись куры.
В этот день нечисть к избам подходит; вечером стреляли из ружей, чтобы отпугнуть болезни и злых духов . Старуха Маниха ходит и людей в леса зовёт, чтобы потом лесовому отдать. Её дочь - белая русалка Манья, в глубокий омут девок заманивает за цветущей одолень-травой (белыми кувшинками), чтобы на дно утащить.


Комментариев нет:

Отправить комментарий